Рецензия на мини-сериал «Змей в Эссексе» — драму об эмансипации, науке и вере

Рецензия на мини-сериал «Змей в Эссексе» — драму об эмансипации, науке и вере

Змей в Эссексе (сериал, 2022-…)
The Essex Serpent
1 сезон, драма
Режиссер: Клио Барнард
В ролях: Клэр Дэйнс, Том Хиддлстон, Фрэнк Диллэйн, Клеманс Поэзи, Хейли Сквайрс

Конец XIX века, викторианский Лондон. Кора Сиборн (Клэр Дэйнс) только что похоронила абьюзивного мужа. Вдова не особенно понимает, что именно чувствует — то ли горе, то ли облегчение, но уверена, что стоит вернуться к увлечению палеонтологией. Когда возникают слухи, что мифический змей начал терроризировать рыбацкую деревушку в Эссексе, героиня понимает, что пришло время уезжать из светской столицы вместе с сыном и служанкой-социалисткой. Расследование Коры сталкивает ее с трясущимися от страха местными, которые убеждены в том, что монстр забирает только грешников, и красавцем-священником Уиллом (Том Хиддлстон). Последний, напротив, считает, что никаких огромных древних чудищ не существует и уж тем более они никак не связаны с божьей карой.

Рецензия на мини-сериал «Змей в Эссексе» — драму об эмансипации, науке и вере

Клэр Дэйнс в роли Коры на кадре из сериала «Змей в Эссексе»

На третий год жизни стриминговый сервис Apple TV+ наконец-то начал делать то, что от него ожидали еще на запуске: речь не о победе на «Оскаре», а о постоянном выпуске крупнобюджетных и смелых сериалов. Надежды на то, что платформа станет конкурентом Netflix, конечно, не оправдались: за гигантом, выпускающим тонны контента, попросту не угнаться, но стоит признать, что по сериалам этого года Apple TV+ пока что всухую выигрывает. Вслед за «Разделением», «Дорогой в тысячу ли», «Медленными лошадьми» выходит «Змей в Эссексе» — скоромный и маленький, но все равно успех, который не только оправдает подписку на сервис, но и скрасит несколько вечеров. Особенно любителям костюмированных драм.

Рецензия на мини-сериал «Змей в Эссексе» — драму об эмансипации, науке и вере

Клэр Дэйнс в роли Коры на кадре из сериала «Змей в Эссексе»

Роман-первоисточник Сары Перри представляет собой нечто вроде интеллигентной солянки из классической готической литературы и современной феминистской. Только что освободившаяся от уз токсичного брака героиня наконец-то может распоряжаться жизнью самостоятельно, поэтому отправляется в опасное путешествие на поиски наводящего страх на округу левиафана. Правда, это не просто история о поиске себя или заслуженного счастья, а роман философских идей и конфликтов: неслучайно действие происходит в эпоху технического и культурного прогресса. Мини-сериал пусть и недалеко отходит от первоисточника, но после просмотра остается ощущение, что больший упор был сделан на мелодраму — впрочем, с таким центральным дуэтом создательниц сложно в этом винить.

Если говорить о конфликтах, то «Змей в Эссексе» предлагает традиционное столкновение взглядов: Кора — человек науки, Уилл — апологет веры, а у местных жителей на уме иррациональные предрассудки. Каждая из сторон объясняет свою позицию в споре, причем необычно выглядят первые две. Кора прикрывается исследованиями современников и найденными окаменелостями, но в основе ее взглядов лежит вера в существование зверя, а у проповедующего Уилла, внезапно, — логика. Благодаря этому ироничному контрасту расцветают частые сцены бесед — они настолько хорошо разыграны и сняты, что невольно забываешь обо всем. И правда, одно удовольствие смотреть на с иголочки одетых Тома Хиддлстона и Клэр Дэйнс, гуляющих по залитым густым туманом пейзажам.

Рецензия на мини-сериал «Змей в Эссексе» — драму об эмансипации, науке и вере

Том Хиддлстон в роли Уилла на кадре из сериала «Змей в Эссексе»

Впрочем, стоит признать, в их дружбу веришь больше, чем в роман. Опять же эта форсированная попытка вывести историю в мелодраму — главная неудача сериала, в котором есть куда более интересные, но никак не развитые сюжетные ветки. Чего только стоят медицинские подвиги второго ухажера Коры, лондонского врача Люка, лечившего ее мужа и влюбленного в героиню. Или неисследованные отношения с сыном и особенно со служанкой — последняя часто высказывает политическую позицию и намекает героине на свои чувства. Этому консервативному сериалу как раз не хватает чего-то смелого, вроде размышлений экономки о классовой борьбе и революционном социализме или однополой любви, как в фильме «Аммонит». Наконец, никуда не деться от сверхъестественной интриги — создатели так рьяно нагнетают тревогу нападениями на местных жителей и обмороками школьников, что в конце довольно очевидный панчлайн выглядит скорее неуместным.

Несмотря на щадящий формат мини-сериала, кажется, что «Змей в Эссексе» все равно пострадал от главного бича эпохи стримингов — растянутого хронометража. Из этого сюжета можно было сделать динамичный полнометражный фильм, или классический мини-сериал на три часа, или, наоборот, полноценный сезон на восемь-десять эпизодов, который бы уделил больше времени второстепенным сюжетным веткам. В нынешнем виде «Змей» мечется между мелодрамой и комплексной историей об эмансипации, суевериях и прогрессе — немного преуспевает в каждой, но все равно оставляет ощущение нереализованного потенциала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.